Аудит договорных взаимоотношений с контрагентами

Суровая действительность такова, что заключение юридическим лицом многих важных договоров, выбор того или иного контрагента зачастую обусловлен не корпоративной необходимостью, а напрямую зависит от менеджера, отвечающего за данный сектор.

Бороться с «откатами» и выявлять аффилированность достаточно сложно, но возможно. Нашими аналитиками разработан комплекс мероприятий, которые позволяют:

  1. выявить факт получения «отката» отдельными менеджерами-исполнителями либо целыми департаментами пострадавшей компании.
  2. обнаружить и проследить связь между юридическими и физическими лицами, внешне абсолютно не связанных между собой.
  3. проводить аудит расчетов с контрагентами и проверять согласованность цен в договорах и счетах.

Глубокое понимание данных явлений, кропотливая и скрупулезная работа с документацией, а также уверенное знание специфики выявления коррумпированных сотрудников и аффилированных лиц, гарантирует минимизацию потерь вашего бизнеса от взяточничества и манипуляций. Мы можем сделать аналитическую справку о каждом контрагенте, проследить цепочку взаимоотношений ваших менеджеров с компаниями — партнерами, обеспечить необходимые меры безопасности на предприятии, установить контроль за переговорными комнатами и местами общения менеджеров, а в случае необходимости провести опрос на детекторе лжи тех сотрудников, которые попадут под подозрение.

Чем крупнее компания, чем выше ее статус и, соответственно, обороты, тем больше желающих на рынке установить с ней плотные партнерские отношения. Естественно, руководитель юридического лица просто физически не в состоянии самостоятельно изучать каждого потенциального контрагента. Следовательно, он делегирует данное полномочие в соответствующий отдел или департамент, в должностные обязанности менеджеров которого входит ознакомление с коммерческими предложениями, изучение ассортимента товаров и услуг потенциального партнера, проведение переговоров и т.д.

аудит расчетов с контрагентами
В ходе аудита договоров и расчетов с контрагентами наши специалисты помогут установить вам контроль надо всеми операциями, проходящими в работе вашего предприятия

Именно в этот момент возникает риск предложения и передачи взятки контрагентом уполномоченному сотруднику в целях вызвать его личную заинтересованность и, следовательно, выделение взяткодателя из перечня конкурентов.

«Откат» или, говоря простым языком, подкуп, чаще всего имеет место быть в компаниях, где:

  1. доход менеджера, принимающего решение лоббировать потенциального контрагента, невелик в сравнении с объемом денежных средств в его распоряжении;
  2. уровень легального дохода менеджера не соответствует среднерыночному доходу работника с аналогичными полномочиями;
  3. менеджер – элементарно нечестный и непорядочный человек, и жажда наживы ему присуща независимо от уровня его официального дохода и статуса.

Какими бы ни были причины согласия менеджера на сомнительное сотрудничество, факт уголовного преступления налицо. Это не громкие слова. Определение взяточничества или, говоря официальным языком закона, коммерческого подкупа, дано в статье 204 УК РФ.
Безусловно, от «откатчиков» не застрахован ни один бизнес, однако можно выделить несколько направлений деятельности, где сотрудничество с двойным дном встречается наиболее часто.

  •  снабжение (закупка). Департамент, осуществляющий закупку товаров, комплектующих, всегда привлекал и будет привлекать особое внимание поставщиков. Логика проста – любой поставщик хочет иметь долгосрочный контракт на регулярную закупку своего товара, и чем чаще поставки – тем лучше. Проще заплатить снабженцу сейчас и заручиться его поддержкой, чем каждый раз искать нового покупателя и доказывать ему свою уникальность.
  •  строительство. Данная сфера деятельности давно и прочно закрепила за собой славу одной из самых «откатоемких». Бюджет на застройку, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений, дорог выделяется колоссальный и, следовательно, представляет собой лакомый кусок для подрядных и субподрядных организаций.
  • транспортные услуги. Далеко не каждая компания, даже со значительным объемом перевозимых товаров, имеет свой собственный таксопарк. Зачастую намного проще привлечь грузоперевозчиков со стороны, нежели закупать автотранспорт, обслуживать его и т.д. А как известно, спрос рождает предложение. На сегодняшний день конкуренция среди компаний, оказывающих услуги по грузоперевозкам, очень велика. Поэтому транспортные фирмы готовы любым способом привлечь и удержать клиентов, особенно крупных, имеющих регулярный поток заказов на грузоперевозки.
  • рекламные услуги. Реклама – продуманный, выверенный набор мероприятий по продвижению товара на рынке, максимальному приближению его к потенциальному покупателю. Реклама – двигатель торговли. И чем успешнее торговля, тем больше прибыли получит рекламное агентство, так как знает, что крупная фирма, какой бы известной и узнаваемой она ни была, регулярно выделяет значительные суммы для рекламных кампаний.

Данный перечень можно продолжать до бесконечности. В данном случае неважно, в какой сфере деятельности построен ваш бизнес. Важна ваша платежеспособность и перспектива долгосрочного сотрудничества.
Еще один способ прочно и надолго «привязать» к себе желаемого клиента – создание аффилированных лиц. Особенно актуальна данная опасность для крупных холдингов, одновременно осуществляющих несколько видов деятельности. Недобросовестный поставщик может иметь в качестве аффилированного лица фирму, оказывающую услуги по грузоперевозкам и/или выполняющую, например, услуги по сборке и т.д. Юридически у вас подписаны договоры с разными контрагентами, а фактически вы находитесь в руках одной группы лиц. Несомненно, некоторым холдингам удобнее и выгоднее по всем направлениям работать с многопрофильным партнером, при условии, что такая многопрофильность не является тайной. Однако в ряде случаев руководитель пострадавшего юридического лица даже не осознает, что его бизнес практически окутан паутиной аффилированных лиц контрагента.